Компания должна вам денег, она в процессе банкротства, и понятно, что денег у неё нет.
Так откуда взять деньги, если у компании-должника их нет? У её директора, учредителей и топ-менеджеров, то есть контролирующих лиц (КДЛ). Когда КДЛ платят по долгам компании, которую они контролировали, это называется субсидиарной ответственностью.
Мы занимаемся банкротными делами и привлечением к субсидиарной ответственности с 2015 года, и наработали серьёзную практику по этому вопросу. Поэтому мы знаем как, кого и при каких обстоятельствах можно привлечь к субсидиарной ответственности что делать, если должник изо всех сил сопротивляется этому.
В чём суть и логика субсидиарной ответственности?
Вот есть компания. Она работает, но чем дальше, тем хуже у неё идут дела. В какой-то момент директор (или учредитель) понимают, что ситуацию не вытянуть, и компания пойдет на банкротство. Чего они (директор с учредителем) хотят?
Сохранить как можно больше имущества. Для этого часто они, как руководители должника, предпринимают незаконные действия:
1. Выводят имущество. Например:
Испарились деньги от продажи. Они не пошли ни на оплату кредитов, не были вложены в производство, вообще ничего полезного для Вектора на эти деньги сделано не было. Это вывод имущества.
Другое дело, если бы эти деньги не испарились, а были как-то разумно использованы: для оплаты кредитов, для закупки другого оборудования и т.д. Тогда все нормально. А так директор просто «распилил» эти деньги и положил себе в карман.
2. Можно не выводить имущество, а просто не отдать арбитражному управляющему бухгалтерские и налоговые документы, чтобы он не понял, как обстоят дела у компании. Или чтобы он не понял, что имущество было выведено.
Конечно, руководство должника готовится к тому, чтобы объяснить отсутствие документов. Например, инсценируют пожар или наводнение в помещении, где якобы хранились документы и заявляют о том, что документы погибли. Нам знакомы такие случаи.
3. Можно подделать бухгалтерские и налоговые документы, чтобы «на бумаге» у компании все было прекрасно, и вывода имущества было не видно.
4. Ещё бывает, что директор и учредитель тянут время и не подают заявление о банкротстве компании вовремя.
Ничего из этого делать нельзя: ни выводить имущество, ни прятать документы, ни подделывать их, ни тянуть с подачей заявления о банкротстве компании. А если КДЛ что-либо из этого все же сделают, то их можно привлечь к субсидиарке. То есть по суду заставить платить по долгам компании из своего собственного кармана.
Хотите узнать, как эффективно взыскать с КДЛ свои деньги? Оставьте заявку для бесплатной консультации юриста.
Кого на практике можно привлечь к субсидиарной ответственности по долгам фирмы?
Не только учредителей и директора, а вообще всех лиц, которые могли давать компании важные указания и по вине которых компания разорилась. Это могут быть:
- учредители;
- директор;
- финансовый директор;
- главбух;
- топ-менеджеры;
- сотрудники, имеющие право принимать важные решения;
- лица, тесно связанные с фирмой-банкротом.
Как видите, привлекают не только директора и учредителя. Иногда привлекают главбуха или других сотрудников. Главное — доказать, что сотрудник — КДЛ и нанёс ущерб кредиторами своими действиями.
А вот в деле Ладоги цифры уже куда круче — двух человек привлекли к субсидарке аж на 2,7 млрд руб. Один из них был ликвидатором. Дело № А56-83793/2014.
Вопрос в том, чтобы доказать, что КДЛ действительно совершили нарушения, описанные выше. Как это сделать? С помощью арбитражного управляющего.
Роль арбитражного управляющего в привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности
Компания начала банкротиться. Её директора отстранили от работы, его место занял арбитражный управляющий (АУ). Задача арбитражного управляющего: выяснить, что происходило в компании, какие сделки она совершала и так далее.
Чтобы понимать, из-за чего наступило банкротство и не было ли тут злого умысла? Может, директор давал деньги компании в долг своим друзьям, а они не отдавали, потому компания и обанкротилась? Чтобы понять, что к чему, арбитражный управляющий изучает документы компании: какие сделки, когда и с кем она заключала, истребовала ли дебиторскую задолженность, был ли вообще смысл в её сделках или они были абсурдны и т.д.
Иными словами, если КДЛ компании «накосячили», то именно арбитражный управляющий должен найти эти «косяки», которые в дальнейшем послужат основанием привлечения к субсидиарной ответственности.
А откуда берётся арбитражный управляющий? Его назначает арбитражный суд, а предлагает его та сторона, которая заявила о банкротстве компании, за исключением самого должника: он не может предлагать кандидатуру АУ. За него это делает налоговая.
Поэтому критически важно, чтобы заявление о банкротстве должника подали вы. Потому что должник может подсуетиться и ввести в процесс дружественного должнику кредитора, который назначит дружественного арбитражного управляющего, который «не заметит» сделок по выводу имущества.
Но что делать, если вы опоздали, и другой кредитор поставил «своего» арбитражного управляющего?
Речь не про дружественного кредитора, а про совершенно нормального. Такого, который, как и вы, хочет получить как можно больше. И вот этот кредитор подсуетился и успел раньше вас подать заявление о банкротстве и поставить АУ. Почему это плохо для вас?
Потому, что этот АУ будет действовать в интересах «своего» кредитора и постарается серьёзно «подвинуть» вас.
Что мы сделаем в этой ситуации? Мы заявим: — Нет, подождите, на каком основании АУ заявляет, что сделка нанесла ущерб только Лютику? Смотрите, на момент совершения сделки мы тоже были кредиторами, а значит, нам тоже нанесен ущерб. Так что, арбитражный управляющий, или извольте квалифицировать ситуацию правильно или мы вас от дела отстраним.
Что вам делать, чтобы вас не «прокатили»?
Контролировать и проверять каждый шаг арбитражного управляющего. Искать его ошибки, искать, как он покрывает тёмные дела руководства компании. Зачем? Чтобы добиться отстранения этого арбитражного управляющего от дела и поставить «своего» арбитражного управляющего.
Мы умеем работать с такими ситуациями. Поэтому проверяем, как арбитражный управляющий:
- проверил сделки, которые совершила компания. Он реально их анализировал или просто бумажки посмотрел?
- за какой период он проверил сделки? Может финансовое положение компании стало ухудшаться пять лет назад, а АУ только за последний год посмотрел сделки?
Бывает, что АУ «копают» только за тот период времени, когда директором был тот же человек, который является директором и сейчас, но это неправильно. Бывших директоров и топ-менеджеров тоже можно привлекать к субсидиарной ответственности, если доказать, что тот период, когда они руководили компанией, были совершены невыгодные сделки. Например, не взыскана дебиторская задолженность, хотя возможность взыскать её была.
У недобросовестного арбитражного управляющего есть возможности «прокатить» «чужих» кредиторов. Например, отправить им важную корреспонденцию на тот адрес, где они её 100% не получат, но чтобы юридически все выглядело правильно.
А раз кредитор не получил корреспонденцию, то он не может реагировать.
И мы знаем как Вам помочь. Оставьте заявку, чтобы получить консультацию от нашего юриста.
Как мы «отсеяли» чужих арбитражных управляющих, выиграли время и защитили бизнес от банкротства
В описанном ниже деле мы выступили на стороне должника. Нам удалось «отсеять» чужих арбитражных управляющих. Тот факт, что мы были на стороне должника, ничего не меняет: мы действовали бы так же, если бы работали на стороне кредитора, которому требуется убрать из дела АУ, предложенного другим кредитором.
В отношении нашего клиента, производственной компании, было подано заявление о банкротстве; подал кредитор. Однако компания банкротится не хочет, да и долг там был всего миллион рублей на дату подачи заявления о банкротстве.
Нашей целью было не допустить начала процедуры банкротства. Кредитор предложил арбитражного управляющего, мы изучили его кандидатуру и увидели, что он не соответствует требованиям закона. Кредитор предложил другого арбитражного управляющего — и он опять не соответствовал требованиям закона. А без АУ процедура банкротства не начинается. Так, «отбивая» негодных арбитражных управляющих, мы выиграли время.
А что же должник? А он выплатил часть долга к моменту рассмотрения заявления, и суд отказал в банкротстве. Компания продолжает нормально работать.
Выводы
Даже если у компании-должника ничего нет, и это выяснилось в процедуре банкротства, шансы получить деньги есть. Для этого надо привлечь к субсидиарной ответственности лиц, которые контролировали должника.
Контролирующие лица — это учредитель, руководитель; иногда — топ-менеджеры, главбух и другие сотрудники, которые могли принимать важные решения по компании.
Чтобы привлечь КДЛ к субсидиарной ответственности, надо доказать, что они серьёзно нарушили права кредиторов.
КДЛ могут попытаться ввести в процедуру банкротства дружественного кредитора с дружественным арбитражным управляющим. В таком случае надо тщательно анализировать действия АУ, чтобы найти возможность сместить его.
Тщательно следить за действиями АУ необходимо и в том случае, если он назначен не дружественным кредитором, а «просто» другим кредитором, т.к. такой АУ заинтересован в том, чтобы «его» кредитор получил как можно больше. А вы — ну как получится.
У нас есть солидная практика работы в непростых ситуациях, когда назначались «чужие» АУ, а мы добивались их устранения из дела.
Автор публикации: Блинкова Анастасия
Записаться на консультацию можно, позвонив по телефону в офис или отправив сообщение на нашем сайте.
Телефон: 8 (800) 511-62-06
WhatsApp Telegram